samouprav (samouprav) wrote,
samouprav
samouprav

Так есть ли Толстой?

Вчера в рамках ежегодного фестиваля “Сад гениев”, проходящего в Ясной Поляне, Активный театр показал спектакль “Толстого нет”. Из-за дождя его пришлось перенести из усадьбы в Дом культуры, поэтому зал был полон до отказа. Среди зрителей были не только туляки, но и гости из столицы, специально приехавшие на фестиваль, чтобы увидеть одну из самых обсуждаемых столичной театральной критикой постановку по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой, которую режиссировала Мария Перепелишина.
Действие спектакля происходит в яснополянском доме писателя, где его домочадцы обсуждают не только семейные проблемы и самого Толстого, но и, конечно же, вечные русские вопросы.
Надо отметить, что автором пьесы проделана колоссальная работа - в основу положены дневниковые записи писателя, его жены Софьи Андреевны и их детей.
Сюжет спектакля - почти кухонные разговоры с участием Софьи Андреевны, дочери Александры, сыновей Льва Николаевича – Ильи и Льва, секретаря Валентина Булгакова, лечащего врача семьи Толстых и горничной Катюши.
Из кружева диалогов и монологов объемно и точно сплетается образ самого Толстого, который на сцене так и не появляется. У всех домашних яснополянского дома в руках вязание и рефреном звучащая фраза “Надо работать!”.
Но за диалогами на кухне - почти драматические судьбы уставшей хозяйки дома, ее сыновей и незамужней дочери, которые так и не смогли выйти из тени великого старца.
Главная проблема толстовской семьи в том, что вся их жизнь подчинена хозяину дома и его чудачествам. Вольно или невольно они стали его заложниками, точно так же, как и сам писатель оказался заложником своей семьи. При этом так и хочется вспомнить библейскую истину о том, что “враги человека - домашние его”.
Но тексты, звучащие на сцене, многослойны и многозначны. Да что там семья писателя - вся Россия оказалась заложницей толстовства - как символа противоречий не только прошлого, но и нынешнего века в самом глубоком понимании этого слова!
Игра всех актеров безупречна. Но в первую очередь, конечно, Ольги Лапшиной в роли Софьи Андреевны. У нее в руках не только стареющий и чудаковатый муж, который мнит себя пророком, но и весь дом с его остальными домочадцами.
Не менее талантлива в роли дочери писателя Александры Милена Цховребова. Казалось бы, она противоположность своей матери и самая верная последовательница учения отца. Но в финальной сцене, когда она объявляет о том, что стала наследницей творчества Толстого, кажется, что это была всего лишь игра, с целью заполучить желаемое.
В финале автор пьесы Ольга Погодина-Кузьмина и постановщик спектакля Мария Перепелишина развенчивает вовсе не Толстого (он лишь, говоря ленинским языком, “зеркало революции”), а толстовство как движение.
Активный театр вовлекает в постановку зрителя, который становится непосредственным участником спектакля. Не только когда поет вместе с актерами “духовные песни” и пьет вино, закусывая булочками, которые раздают со сцены участники спектакля, но и когда отвечает на вопрос: готовы ли вы отказаться от своей собственности ради России?
Это ли не развенчание философско-религиозного учения нашего великого земляка?
Думается, что обращение Активного театра к теме Толстого именно сегодня отнюдь не случайно. Как и в начале прошлого века, Россия вновь на переломе, в поисках выхода из очередного исторического тупика.
Именно язык театра и литература позволяют осознать и предупредить нас от скатывания в очередное безвременье в поисках какого-то особого пути вместо того, чтобы просто работать и созидать...


Tags: Активный театр, Сад гениев, Толстого нет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment