samouprav (samouprav) wrote,
samouprav
samouprav

Спасительная сказка о любви


О постановке мюзикла “Дорога в рай” Веры Трофимовой.
Творческая группа Веры Трофимовой представила новую версию постановки мюзикла “ Дорога в рай” накануне Страстной седьмицы. Если это совпадение, то совсем не случайное.
Это, конечно, не пушкинский “Пир во время чумы”(хотя Черная чума – отдельный персонаж пьесы), а совершенно другая история, в которой удачно смешано средневековье с современностью, где остается место для вечных проблем любви, смерти, христианского воскрешения.
Мюзикл “Дорога в рай” – произведение глубоко христианское. Легкая интрижка молодого короля Рене с прачкой Одри, безудержная вакханалия студентов, только что скинувших сессию, омрачает новость об эпидемии черной чумы, которая грозит уничтожить половину королевства.
Поначалу молодой король, отнесшийся легкомысленно к надвигающейся беде, решается подписать контракт с колдуньей, по которому только его смерть от болезни спасет подданных.
Договор с колдуньей, который согласился заключить Рене, оборачивается для него невыносимыми муками. И он сталкивается с самым, пожалуй, трагическим выбором любого героя, включая Христа: а стоят ли люди, погрязшие, как и он, в грехах, спасения ценой его собственной жизни?
Ответ на этот вопрос, конечно, уже дан в мировой литературе. Но Веру Трофимову он не оставляет. В одном из ее, на мой взгляд, сильном стихотворении “Магдалина”, которое она великолепно положила на музыку, есть такие слова: “Мой непрактичный Бог раздаривал надежду. Себе же не сумел оставить ничего”. Трагизм ситуации заключается именно в том, что подвиги и самопожертвования героев ради людей ничего, в сущности, в них не меняет. “Зачем вы за его хватаетесь одежды? Уймитесь, наконец, отстаньте от него!” – обращается драматург от имени вавилонской блудницы к толпе, которая следует за Христом.
В “Дороге в рай” Вера Трофимова предлагает неожиданное решение рокового противоречия. Подобно библейскому герою, король Рене хотел бы полюбить всех людей и ради них взойти на крест. Но муки невыносимы, и у него появляется и другой вариант, предложенный более продвинутым, выражаясь современным языком, племянником колдуньи(в этой роли успешно дебютировал Валентин Ростанов): полюбить брошенную им Одри и умереть во имя любви к ней, тем самым не только искупить вину перед обманутой девушкой, но и облегчить свои муки. То есть любовь – единственный путь спасения обычных людей, которые не могут следовать за героем. Получается, Одри – та же Магдалина, которая любила Христа, как обычная женщина!
Король умирает на руках у любящей Одри и попадает на суд Божий, где звучит шутливая “Песня ангелов”, которые жалуются, что рай заполнять совершенно некому, поскольку “средь земного населенья праведников не сыскать”.
Бог решает отправить Рене, как кандидата в рай, на землю и послать ему испытание семейной жизнью с Одри.
На этом, как известно, все добрые сказки заканчиваются. Но в финале звучит песня о возвышающей любви, в которой и есть спасение нашего безумного мира. Это единственная дорога, которая еще ведет в рай, который, как известно, вовсе не на небесах, а на земле… И здесь угадывается уже толстовские религиозно-философские мотивы.
Участники группы Веры Трофимовой – не профессиональные актеры, которые умеют и любят петь и играть на сцене, причем делают все с такой самоотдачей, что постановка вовсе не похожа на самодеятельность в привычном понимании этого слова.
Это и Дмитрий Парахин в роли красавца – короля Рене, и его возлюбленная Одри, которую талантливо сыграла Евгения Кузнецова. Весьма яркие персонажи мюзикла Болезнь (Ольга Черюканова) и Колдунья (София Попова), которые, что называется, держат зал своею яркою игрой. По-настоящему раскрылся как актер Александр Захаров в роли Канцлера, но и, конечно, Сергей Рябочкин и Дмитрий Орлов, не только блестяще сыгравшие эпизод, но и исполнившие запоминающуюся песню мародеров.
Песни из мюзикла Веры Трофимовой вполне могут жить и отдельной жизнью, а в аранжировке ее мужа Романа Афанасьева они достойны даже большой сцены.
В замечательном рязановском фильме “Берегись автомобиля” великий Евгений Евстигнеев в роли режиссера народного театра запомнился одной фразой: “Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?“
В этих ироничных словах, может быть, заключено как раз и преимущество самодеятельного театра перед профессиональным, потому что он не боится экспериментировать, поскольку на его спектакли приходит самый доброжелательный и подготовленный зритель.
Почти пять лет назад Вера Трофимова побывала в американском городе – побратиме Тулы Олбани, где перевели и поставили ее “Дорогу в рай”, которая имела небывалый успех в этом маленьком американском городке. В спектакле играли студенты местного колледжа Сент-Роуз и несколько профессиональных певцов.
Спустя пять лет Тула в лице творческой группы Веры Трофимовой обрела свой самобытный театральный бренд – самодеятельный авторский музыкальный театр, который уже нашел свою дорогу к зрителю. Практически каждый спектакль театра проходит при полном зале.
Тем временем в столе у Веры Трофимовой лежат еще минимум три сценария музыкальных спектаклей, которые ждут постановки. И поклонники ее творчества их тоже ждут…

 
Tags: Вера Трофимова, Дорога в Рай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments